- ПЕПУШ
- (Pepusch), Джон Кристофер, композитор и музык. писатель, род. 1667 в Берлине, ум. 20 июля 1752 в Лондоне; сын небогатого протестантского священника. Уже 14-ти лет получив место при берлинском дворе, П. собственными силами достиг основательной музык. техники, а также скоро сделался авторитетом в области теории и истории музыки. 1698 П. покинул Берлин и отправился сначала в Голландию, а 1700 в Англию, где получил место в оркестре театра Друрилэн, сперва в кач. скрипача, а позднее в кач. аккомпаниатора и композитора (составил несколько английских опер из итал. арий). П. был настоящим основателем Academy of ancient music (См. Академия) и оказал лично большие услуги этому об-ву; 1712 герцог Чэндос (См. Гендель) назначил П. органистом и композитором своей вокальной капеллы в Кэннонсе, что побудило последнего к композиции services, антемов и других церковных произведений, а также кантат и пр. 1713 П. получил в Оксфорде степень доктора музыки за оду на Утрехтский мир. Затем он много лет занимал должность капельм. при театре Lincoln's Inn Field, для которого написал "маски" ("Venus and Adonis", 1715; "Apollo and Dafne", 1716; "The death of Dido" 1716; "The union of the three sister-arts", 1723) и аранжировал народные водевили (ballad-operas): "The beggar's opera" (Нищенская опера) Гэя, "The wedding" и др. 1724 П. отправился с Беркли на Бермудские острова, чтобы основать там академию; они потерпели однако кораблекрушение и вернулись в Англию. От материальных забот П. был обеспечен средствами своей богатой жены, певицы Маргариты де Лепин. Должность органиста при Charter House (1737) была последним местом П-а. П. написал еще: танцевальные пьесы (Airs), флейтовые и скрипичные сонаты и трио, Concerti grossi для двух флейт с наконечником, двух поперечных флейт, гобоя и Continuo, оды на разные случаи, мотеты и пр. Теоретич. сочинения его: "A treatise on harmony" (1731; П, восстановлял здесь [в последний раз] сольмизационную теорию); трактат о трех наклонениях древних греков изложен в его "Philosophical Transactions" (1746); последний его труд: "A short account of the 12 modes of composition" (1751 окончен) остался в рукописи и теперь затерян.
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.